пятница, 22 января 2010 г.

Дневник одного дня: почему я люблю русский язык.

3 мая 2007 года
Я люблю русский язык, потому что…
Интересно, почему же я его люблю и действительно ли люблю? Не задумывалась никогда – повода не было.
Почему – не знаю. Тем более, что не родной для меня это язык. Формально. Но думаю–то на русском. С шести лет целых. Красивый он, «могучий»… В общем – не знаю. Не спрашивайте.
А вот на вторую половину вопроса отвечу – на самом деле люблю. Ведь что-то же подвигло меня поступать на специальность «Русская филология». Причем совсем не низкий проходной балл. - Сознательность! Никуда больше документы не подавала, не пыталась даже. Годом жизни учебной рисковала…

Хотя шансы были приличные. На химфак собиралась. Два года усиленно гранит естественной науки грызла. Всех школьных «ботаников» окрутила чарами (считай любовными), чтоб учили меня, глупенькую, на олимпиады, благодаря им, ездила, места хорошие зарабатывала, в малой академии при государственном вузе занималась, на конференции участвовала… Да много всего было. Надеждой учителя-химика слыла… Но не судьба… В последний момент передумала. Поняла, что не лежит душа к формулам этим. Совсем не лежит. Поперек даже как-то стала.
Так… Кажется, это не совсем доказательство любви моей безмерной к языку. Еще что? Думай, головушка светлая, думай. «А в ответ тишина…» Большая и продолжительная.
Дальше я стала обращать внимание на произношение слов (обеспечение или обеспечение, проводим или проводим …), на то, как правильно использовать глаголы (сыпет или сыплет, капает или каплет …). Вот узнала недавно, что улица, оказывается, не Трактовая, а Трактовая. «От слова - тракт». Как теперь быть? Весь город ведь произносит неправильно. Никто не поймет. А неверно ударение ставить язык не поворачивается – слух ведь резать стало: «Трактовая». И бывает же – целых 120 с копейками тысяч человек используют не ту форму слова. Ну и так далее.
Вот магазин один недавно открыли мужской одежды. Написано большими буквами: «мужские сорочки», а на рисунке – рубашка. Сначала я совсем растерялась, потом стала везде обращать внимание, что подобное часто встречается. Неужели я опять неверно понимала значение слов? Делаю себе очередную заметку в блокноте: посмотреть разницу в словаре. Оказывается, с синонимами столкнулась. Такого на моей памяти мно-о-о-го было: стадо/табун… Ну и так далее. На ум что-то не приходит сразу.
«Какая вообще разница? – спрашивают. – Как привыкла, так и говори». А для меня большая – я же филолог, пример показывать должна!
Словаря толкового не было у меня, вот и приходилось со списком своим в библиотеку идти. Из-за одного слова ведь не отправишься туда. Словарь же дорого стоит. Не хватает стипендии на него. Маме все время твердила, что мне нужна такая книга.
Однажды домой приезжаю, а там – сюрприз. Мне семья решила подарить словарь русского языка. Не толковый, увы, стилистический. Но в нем ведь тоже объяснение слов присутствует. Правда? Может, пойдет? Тогда, на втором курсе, он не нужен оказался, зато на четвертом пригодился. Основы стилистики изучать стали. Угадали родные. Но осталась я без «толкователя».
Недавно домой ездила, каталог «Мир книги» листала, смотрю – 25е издание «Словаря русского языка» Ожегова 2007 года. Стоит аж 360 рублей(!). «Да…»- думаю. Но на всякий случай маме показала. «Смотри, - говорю, - самая свежая книга». «Нужна, да? – спрашивает. – Ладно, летом выпишем. Сейчас не можем». Киваю головой. Сама знаю – кредит платим, цыплят купили, техосмотр проходить надо на две машины, автогражданку за них же платить, квартира тоже немало стоит, газ, свет, налог на землю… Да мало ли всяких трат. Разве только на воздух пока не нужны деньги.
С пересылкой ведь целых 400 рублей получается. Сейчас не осилим. Летом.
Еду, значит, обратно в город N через город U. Решила в книжный зайти на экскурсию. Новинки посмотреть. Вижу… (аж сердце бешено застучало) словарь… Тот самый. 25е издание. 265 рублей. Ну, думаю, устала без тебя, душенька, жить. Куплю все-таки. Пусть неделю целую буду на хлебе и воде жить. Ничего. Полезно. Зато фигура к лету стройная будет. Как у Дюймовочки. Все мальчики мои будут (вот она, польза-то, от языка русского!). Это ли не любовь к «великому» и «могучему»?
Теперь в день до 9 раз обращаюсь к словарю моему любимому. Недоумеваю просто – как я раньше без этих частых встреч жила? Как хватало мне свиданий редких?
Сегодня вот тоже пригодился. Парню своему диски дала переписать. Забыла предупредить, чтоб не подписывал их сверху. А то любит «надпись написать», что, мол, «Диск Дашеньки». Ласково вроде так, нежно. Но меня раздражает. Ну, как я, например, преподавателю дам «Диск Дашеньки»? Неловко ведь.
И вот он звонит:
- Я переписал тебе диски, милая, все сделал.
- Спасибо, Солнышко. Слушай, я забыла предупредить, чтоб ты не надписывал мои диски. А то куда я потом с ними?
- Поздно уже.… Ну, хочешь, я сотру? Фломастером ведь только.
- Сотри-ка, завтра отдашь.
- Это что за «сотри-ка»? Что за пренебрежение? – Чувствую, обидеться готов. Подвинула я к себе свой замечательный словарь (благо, под рукой теперь всегда лежит):
- Слушай, в словаре Ожегова на 343 странице словарная статья есть: «-ка, частица (разговорное). Первое значение: при повелительном наклонении употребляется для смягчения просьбы, приказания». Так что никакого пренебрежения. Любовь одна.
- Ну ладно, раз так. Успокоила.
Вот так «Словарь русского языка» помог мне избежать ссоры.
А еще Саша мне слова всякие красивые, нежные говорит. Из-за этого русский язык я тоже люблю. Много ведь с его помощью тепла можно подарить, радости, возлюбленного приобрести (дай Бог, чтоб у него слова потом не оставались только словами). Как поднимает настроение, сказанное в твой адрес: «золотце, единственная моя, милая…» Ой, аж в улыбке расплываюсь, вспоминая.
Вокруг все знают мою любовь к русскому языку. Настенька, особенно. Живет ведь со мной. Ей больше всех «достается», когда я рассуждать начинаю. Она устает иногда от неиссякающего потока мыслей своей соседки (меня, то есть). Не всё ведь, к сожалению (а, может, и к счастью), в Словаре найдешь.
А пять минут назад мне мама звонила: «Я премию сегодня получила. Какой ты там словарь хотела?»
Теперь хлеб и вода отменяются. Ну и ладно. Зачем мне эти мальчики. Саше я и такая нужна. С моей фигурой. С моей любовью к русскому языку.
Ну, разве не прекрасна жизнь наша, в которой существует язык, позволяющий нам найти друг друга и понять. Самое главное, что это – русский язык, «великий и могучий»!
P.S. Если Вам понравилось, или возникли мысли - напишите комментарий и порекомендуйте друзьям. Поддержите меня :-)
Айгуль Жернакова

1 комментарий:

  1. Доброго времени суток мои дорогие друзья! Меня зовут Евгений Тёкин!Читаю статью и вижу себя!Когда я начал заниматься сетевым маркетингом, мне стали встречаться слова которым нужно было пояснение и словарь Ожегова всегда меня выручал!А началось всё со слова "Интрига" часто используемое среди наших партнёров и друзей! Когда я посмотрел значение этого слова то понял что человека не интриговать нужно, а заинтересовать в том что мы ему предлагаем! Вот такие у меня воспоминания от прочитанной статьи! Айгуль мне нравится твой блог! Продолжай в том же духе! Успехов тебе во всём!

    ОтветитьУдалить

Общее·количество·просмотров·страницы